Лето июль
10 развивающих игр на прогулке с малышами
В хорошую погоду совсем не хочется сидеть дома. Если вам интересно продолжить развитие вашего ребенка на улице, то эти развивающие игры на прогулке с малышами вам помогут!
- Кормим птиц
Возьмите с собой на прогулку семечки или хлебные крошки. Покормите вместе с малышом птиц - голубей и воробьев.
Пусть малыш сам попробует бросить корм птицам (для многих детей от 1 до 1,5 лет взять в руку небольшое зернышко и бросить его птичкам очень непросто, и в этой непростой деятельности он хорошо развивает навыки моторики), во время кормления озвучивайте свои действия, а также названия птиц (воробей, голубь).
Предлагайте ребенку кормить птиц двумя способами:
- протягивайте на своей ладони несколько маленьких зернышек/кусочков хлеба ребенку, чтобы он взял их и бросил птичкам (тренируем «пинцетный захват пальцев»).
- предлагайте ребенку сразу много зернышек/хлеба (чтобы ребенок захватывал зерна всей кистью).
Что развивается: познание окружающего мира, расширение словарного запаса и знаний о птицах, моторика (при кормлении птиц).
- Учим слова и познаем мир.
Во время прогулки можно значительно увеличить словарный запас ребенка и расширить его познания об окружающем мире.
Для этого каждый день, выходя на прогулку, исследуйте с ребенком какой – нибудь отдельный объект окружающего мира.
Лексические темы, которые подойдут для этого возраста:
- Деревья (изучаем строение дерева: ствол, листья, корни, ветки, «дерево высокое» (показываем руками какое оно высокое), а травинка низкая).
- Машины (изучаем строение машины (колеса, зеркало, окно, место водителя, руль, цвет машины).
- Детская площадка (название основных объектов детской площадки (горка, скамейка, их цвет).
- Растительность (цветы, трава, кусты – строение, свойства).
- Насекомые, птицы, животные (собаки, кошки и т.п.) – название, звукоподражания, наблюдение за поведением.
- Дома, подъезд, лестничная клетка (строение (окна, ступеньки и т.п.), размер).
- Объекты природы (солнце, луна, лужи, камни, веточки и т.п.).
- Познание мира (обсуждение всего, что встречается по пути).
Когда вы "четко" проработаете с ребенком все вышеуказанные лексические и познавательные темы, можно перейти на что-то более интересное - один - два раза в неделю (так часто, как вам это самой комфортно) выбирайтесь с малышом в какое-нибудь новое место (магазин, парк).
Попав в новое место, исследуйте и "назовите" малышу новые предметы и объекты, которые вы увидите там.
Такие "вылазки" не только будут развивать вашего ребенка, но и помогут вам бороться с проблемой многих мам, растящих малышей - рутиной.
Как изучать объекты окружающего мира с малышом:
- Многократно называем ребенку слово, которым называется этот предмет. ("Вот дерево, потрогаем дерево? вот какое дерево! дерево!")
- Даем потрогать объект руками - дети обожают изучать мир именно таким способом.
- Проговариваем, показываем и даем потрогать то, из чего состоит предмет, проговариваем его характеристики (вот машина, смотри вот ее колеса, а это дверь, а вот руль – его крутит водитель и т.п.)
- Прилагательные и глаголы.
В развитии речи у многих детей до 2 лет большое внимание уделяют изучению существительных (кошка, мама, яблоко индюк и т.п.). И это правильно и вполне соответствует психологии развития ребенка этого возраста.
Но вместе с тем, совсем не лишним будет изучить с ребенком многие виды глаголов и прилагательных.
Поэтому, вполне уместно использовать вашу прогулку для изучения этих частей речи, например:
Прилагательные: большой, маленький, твердый, мягкий, хороший, красивый, длинный, короткий и т.п.
Можно для каждой прогулки определить одно-два прилагательных, которым вы бы хотели уделить внимание, находить предметы, для которых можно это прилагательное применить (большой камень, маленький камень и т.п.) и проговаривать их ребенку.
Глаголы: идет, стоит, лезет, копает, едет, летит, растет и т.п. По той же схеме, что и с прилагательными, можно изучать с ребенком глаголы: выбрав один - два значимых глагола, совершать с ребенком то действие, которое они обозначают и называть при этом эти глаголы.
- Звукоподражания.
Первые слова, которые произносит большинство детей в возрасте от 1 до 2 лет носят звукоподражательный характер. (Ребенок может называть собаку «ба» или «ава», мячик - «ик» т.д.).
Такое использование звукоподражаний в речи является вполне естественным – малыш учится сначала произносить наиболее простые речевые конструкции, состоящие из 1-2 звуков, и постепенно, по мере развития речи, усложняет их.
Именно поэтому так полезно обучать ребенка различным звукоподражаниям. Поскольку «ав-ав» сказать намного проще, чем «собака» - дети легко осваивают звукоподражания и, потренировав свой речевой аппарат, постепенно переходят к более сложным словам. (Конечно не стоит подменять звукоподражания настоящими словами. Подчеркивайте, что это «собака», а говорит она «ав-ав», это «мячик», а падает он «бум» и т.п.).
Какие звукоподражания и простые слова «удобно» развивать на прогулке:
"Бум", "бам", "бах" - при падении предметов. Можно периодически играть в веселую игру – бросать на пол различные предметы (формочки для песка, палочки и т.п.) и вместе озвучивать то, как они падают - "Бам".
"Би-би" - так сигналит машина.
"Тук-тук" – так стучит палочка.
"У-у-у" - так летит самолет (произнося этот звук, обратите внимание ребенка (т.е. просто покажите пальцем и скажите ему об этом) на то, что губы у вас сложены трубочкой – это облегчит ему задачу повторения за вами звука).
"На", "дай" - при обмене предметами.
"Да", "нет".
"Ку-ку" - в различных играх.
- Мыльные пузыри.
Это скорее развлечение, а не развитие, но игра с пузырями принесет вашему ребенку большую радость.
Выдувайте пузырики для малыша, вместе с ним пробуйте их «поймать» хлопнув в ладоши.
- Музыка.
Да-да! На прогулке можно устроить настоящее музыкальное занятие! Поиграйте в маленьких барабанщиков!
Дайте ребенку палочку, возьмите его руку с палочкой в свою, начните петь простую детскую песенку («Антошка», «Два веселых гуся») и вместе с ребенком «рука в руке» стучать по скамейке, отбивая ритм в такт песни.
Через какое-то время после начала песенки можно выпустить руку малыша и дать ему возможность аккомпанировать вам самостоятельно (детки многие вещи с удовольствием делают, просто подражая маме; поэтому все получится намного лучше, если вы, находясь рядом, тоже будете барабанить по скамейке палкой).
- Найди в песке.
Эта игра развивает моторику, внимание, сенсорные ощущения.
Возьмите с собой на прогулку небольшую фигурку какого-либо животного (например, кошечку). На глазах ребенка спрячьте ее в песке и предложите ребенку ее отыскать («ой!» куда-то спряталась наша кошечка! Куда же она убежала? Ой! Где она? Давай вот так ручками покопаемся и поищем ее!».
Дети еще плохо реагируют на подобные "команды" - потому что просто-напросто еще не понимают смысла всех слов (они только начинают учить русский язык ).
Поэтому, если малыш затрудняется - возьмите его ручку в свою и покопайтесь в песке вместе. Если малышу понравится, впоследствии он с большим удовольствием будет играть в эту игру самостоятельно.
Если у вас есть предубеждения против песка, такую же игру можно провести, сорвав с дерева несколько листочков и спрятав игрушку под листочками.
- Ходим по лесенкам.
Ходьба по лесенкам – очень хорошее упражнение для детских ножек. Взяв ребенка за руку, помогите ему преодолеть несколько лестничных ступенек.
Очень для этого хороши ступеньки на детской горке – они обычно невысокие и вполне удобны для детских ножек.
Конечно такие «упражнения» нужно разумно дозировать и не перенапрягать ребенка – мышцы и кости ног малыша еще не очень крепкие и их не стоит слишком перегружать.
Это упражнение не подходит детям, которые еще не ходят самостоятельно (лестница может оказаться слишком серьезной нагрузкой для их ног).
- Изучаем геометрию.
На прогулке можно заняться изучением геометрических фигур. Возьмите палочку и нарисуйте на земле круг, квадрат, треугольник.
Взяв ребенка подмышки «попрыгайте» вместе с ним по получившимся фигурам, каждый раз проговаривая название фигуры «прыг, это квадратик!» «прыг – это кружок» и т.п.
Что происходит: конечно ребенок за одну прогулку не "выучит" все основные геометрические фигуры. Но если вы будете это делать часто (особенно если это пересекается с домашними упражнениями) - малыш через несколько месяцев будет вполне способен отличить квадрат от круга.
- Большой – маленький.
Эти простые математические понятия вполне можно изучать с малышом на прогулке, путем простого сравнения окружающих предметов.
- Смотри этот камушек маленький, вот такой маленький (показываем руками жест, обозначающий «маленький», выделяем слово «маленький» особым тоном – говорим «тоненьким» голосом).
- А этот камень большой! Вот такой большой! (показываем руками какой «большой» у нас камень, можно для этого взять руки малыша в свои ладони и помочь повторить ему такой же жест за вами, слово «большой» также выделяем особым голосом – произносим его с басовыми нотками).
Желаем вам удачных игр на прогулке и теплого солнечного лета!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Сладковский детский сад «Сказка»
Тюменская область Сладковский район с.Сладково, ул.Ленина, д.104а
Телефоны: +7 (34555) 2-33-35
Эл. почта: ds_skazka@obl72.ru