Министерство просвещения Российской Федерации Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Образование Сладковского муниципального района

Развиваем речь, играя.

пн., 27.11.2023

 

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. 

Приятель - друг - враг; 

Грусть - радость - печаль; 

Еда - очистки - пища; 

Труд - завод - работа; 

Танец - пляска - песня; 

Бежать - мчаться - идти; 

Думать - хотеть - размышлять; 

Шагать - сидеть - ступать; 

Слушать - глядеть - смотреть; 

Трусливый - тихий - пугливый; 

Старый - мудрый - умный; 

 

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

--Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная… Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

 

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

--Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. 

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). 

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). 

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). 

Ведро синее, а ведерко … (синенькое). 

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). 

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). 

Дом низкий, а домик … (низенький). 

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

 

"Магазин посуды"

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. 

--Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

После называния всей посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

 

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: 

Красное - яблоко, кресло, платье. 

Желтая - репа, краска, сумка. 

Синий - василек, баклажан, карандаш.

 

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

--Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? 

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер. 

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. 

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). 

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). 

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге). 

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

 

"Найди картинку"

Цель: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта. 

--Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова: 

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор; 

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон; 

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег; 

шоссе, кондуктор, водитель, остановка; 

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

 

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. 

--Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ 
ДЕНЬ … НОЧЬ 
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) 
ЖАРА … ХОЛОД 
ЗЛО … ДОБРО 
ПРАВДА … ЛОЖЬ 
ХОРОШО … ПЛОХО 
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО 
ВЫСОКО … НИЗКО 
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ 
ТРУДНО … ЛЕГКО 
БЫСТРО … МЕДЛЕННО 
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ 
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ 
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ 
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ 
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ 
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ 
Министерство просвещения Российской Федерации Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Образование Сладковского муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Сладковский детский сад «Сказка»

Тюменская область Сладковский район с.Сладково, ул.Ленина, д.104а

Телефоны: +7 (34555) 2-33-35

Эл. почта: ds_skazka@obl72.ru

Политика конфиденциальности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Сладковский детский сад «Сказка»

Тюменская область Сладковский район с.Сладково, ул.Ленина, д.104а

Телефоны: +7 (34555) 2-33-35, факс: +7 (34555) 2-30-26

Эл. почта: ds_skazka@obl72.ru

закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: